Тектоника-плюс

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тектоника-плюс » Общий » Православная архитектура


Православная архитектура

Сообщений 141 страница 160 из 225

141

Церковь Св.Петра и Павла на пороховых заводах близ Шлиссельбурга
В.А.Покровский/1906

0

142

Знаменская церковь общины старообрядцев Поморского Согласия
Д.А.Крыжановский
СПб/1906-1907

0

143

Феодоровская Государева церковь.
В.А.Покровский
Царское Село/1909-1912

0

144

Церковь Св.Алексия на поле сражения под Лейпцигом в 1813 г.
В.А.Покровский/1912-1913

0

145

Сверху вниз:
церковь Спаса Нерукотворного  В.М.Васнецов Абрамцево/1882
Покровская церковь Марфо-Мариинской обители А.В.Щусев Москва/1908-1912
Эскиз проекта собора Почаевской лавры Волынской губернии А.В.Щусев/1910

0

146

И.Б.: Отец Александр, такого рода перерыв был связан опять же со вкусовыми пристрастиями Александра I или это какой-то объективный процесс?
о. А. Берташ: С одной стороны, доминирующая роль классицизма связана вкусовыми предпочтениями Александра I, а с другой - с политической ситуацией того времени. Как это ни парадоксально, победа над Францией привела к культурному заимствованию тамошних ампирных форм, которые столь приглянулись нашим соотечественникам, что очень активно (хотя и непродолжительное время) использовались, в том числе и в архитектуре. Эволюция национального направления приостановилась, хотя композиционная основа церковного строительства в русском стиле была во многом заложена именно в александровское и начало николаевского царствований: это и тип соборного, как правило пятиглавого храма (В.П. Стасов, K.И. Росси), и трехчастной церкви «кораблем», которые оставались неизменными вплоть до прекращения церковного строительства в России. И.Б.: Но они имели и древнерусские истоки?
о. А. Берташ: Несомненно. Еще патриарх Никон считал тип соборного пятиглавого храма наиболее соответствовавшим православной традиции, хотя в XVII в. строятся и храмы «кораблем». Но русские классицистические храмы все же не воспринимались как национальные: современники описывали их как здания «итальянской» архитектуры. В период торжества эклектического направления в Западной Европе у нас продолжали строиться такие сооружения. Но все же это направление оказалось полезным с точки зрения унификации общественного и гражданского строительства в Николаевскую эпоху на высоком профессиональном уровне. Одной из безусловных заслуг Николая I была кодификация законодательства Российской империи, в том числе и строительного, что не могло не сказаться и на создании образцовых (типовых) классицистических проектов. И.Б.: Может быть, с этим связан и целостный, ансамблевый подход к архитектуре этого периода - то, что потом было утрачено?
о. А. Берташ: Действительно так, потому что начиная с екатерининской перепланировки городов по «регулярным» планам одновременно формировались ансамбли, включавшие в себя и храмы, и присутственные места, и дворянское собрание, и пожарную часть, и казармы - т. е. все, что должно быть в центре города. Это все были каменные сооружения, возводившиеся по образцовым проектам и создававшие ту самую ансамблевость, которая действительно является одним из выдающихся достоинств русской архитектуры.
И.Б.: И наиболее выдающиеся ее достижения приходятся именно на период ампира!
о. А. Берташ: Несомненно. Но наступала новая эпоха. И тут я хочу подчеркнуть принципиальную новизну тоновской архитектуры, потому именно здесь происходит вычлене¬ние собственно русских национальных стилистических, а не только композиционных форм из всего «варварского» общеевропейского массива, а церковное строительство приобретает вновь значение важнейшего, «стилеобразующего» - для русского стиля - направления.
И.Б.: А как эволюционировал русский стиль в своем развитии?
о. А. Берташ: Здесь можно выделить четыре этапа. Первый из них можно назвать официально-академическим, как предложил Борис Михайлович, поскольку он во многом был связан с государственным заказом и с ориентацией на академическое, классицистическое наследие (и одновременно постепенным его преодолением). Он является плодом трудов архитекторов круга Академии художеств, начиная с К.А. Тона. Соединение приемов позднего классицизма и ранней эклектики в творчестве Тона мне кажется очень плодотворным. Он пошел путем эволюционным, а не революционным, как это было в Петровскую эпоху. Даже из арсенала древнерусского наследия Тон выбирал наиболее «классицистический», если угодно, вариант: зодчество эпохи строительства соборов Московского Кремля - период максимальных влияний итальянского ренессанса, перенесенных на русскую почву и чрезвычайно адаптированных. В этом смысле тоновский стиль, как называли эту архитектуру современники, является органичным продолжением классицизма-стиля предшествующей эпохи.
Б.М. Кириков: Согласен. Тоновский способ интерпретации сохраняет монументальный язык архитектуры, и архитектура эта, если отбросить килевидный кокошник, луковичные главы и другие характерные детали, близка общим чувством формы к академическому классицизму.
о. А. Берташ: В начале царствования Александра II начинает наблюдаться некоторое разностилье, связанное с заимствованием элементов византийской архитектуры, как она в то время воспринималась, а также романской и даже готической. К концу царствования Александра II, и особенно с воцарением Александра III, выбор делается в пользу московской и ярославской архитектуры XVII в. Поэтому данный период называют обычно собственно русским стилем, московско-ярославским или романовским, а так же стилем национального возрождения, что связано с политическими веяниями эпохи. По сути дела (и это уникальная ситуация) родоначальниками двух этапов русского стиля становятся два императора. Николай I - «тоновского» и Александр III -«московско-ярославского». Наглядно смена этих этапов проявилась во время конкурсного проектирования храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови). Все проекты первого этапа конкурса, за исключением работы Н.Л. Бенуа, были выдержаны в византийском стиле, но Александр III, не удовлетворившись ни одним из них, повелел проектировать по образцам ярославского зодчества XVII в. Ориентации на русское «узорочье» XVII в. в церковном строительстве придерживались не только авторы «Спаса-на-Крови» А.А. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев), но и такие зодчие, как А.И. фон Гоген, В.А. Косяков, P.P. Марфельд, Н.Н. Никонов, А.Н. Померанцев, М.Т. Преображенский Н.В. Султанов. В этот период декларативно-национальное, если угодно, имперское начинает преобладать над содержанием храма как такового. Б.М. Кириков: На втором этапе русского стиля все начинает дробиться, измельчаться, усложняться, и это отражает общее изменение чувства формы в период зрелой эклектики. Если мы сравним Спас-на-Крови с домами того же Михаила Макарова, которые выдержаны в характере классицистической эклектики, но со смешением элементов разных стилей, то увидим ту же нейтрализацию стены, то же предельное насыщение плоскости декором, ту же «боязнь пустоты». А в дальнейшем происходит то, что имеет отношение уже к периоду модерна - синтетический метод, потому что модерн демонстрирует не проработку деталей, а попытку увидеть нечто целое, но преломленное через собственную призму. Отсюда гиперболичность, гротескность, которые постепенно сглаживаются в ретроспективном русском стиле.
о. А. Берташ: Да, третий этап развития русского стиля, достигший расцвета в 1900е гг., связан уже с влиянием архитектуры модерна и касался в основном не государственного, а частного строительства. Он ориентирован на образцы, прежде всего, псковского и новгородского, но также и ранне-московского зодчества. Это церкви монастырей и монастырских подворий, усадебные храмы. Провозвестницей этого стиля стала знаменитая церковь в Абрамцево, построенная по эскизам В.М. Васнецова. Первостепенное внимание уделяется не декору (как и в тоновскую эпоху, что лишний раз иллюстрирует спиралевидность развития архитектуры), а объемно-пространственным характеристикам, пластическому решению, что вполне соответствует выбранным историческим прототипам. И, наконец, последнее, ретроспективное направление, которое опять связано с государственным заказом и с прямым цитированием тех или иных архитектурных форм, как в эпоху «московско-ярославского» стиля. Однако объектами цитирования становится не только зодчество XVII в., но и практически всей Древней Руси. Ретроспективизм захватывает очень короткий период времени -лишь 1910е гг. - и распространяется уже не только на русский стиль, потому что возникают храмы и неоклассицистические, и необарочные...
Б. М. Кириков: Если попытаться вкратце определить, чем неорусский стиль отличается от предшествующих этапов, то речь идет об изменении архитектурного языка. Эклектика, как уже не раз было отмечено, тяготеет к насыщенной декоративной форме. А Серебряный век тяготеет к синтетическому мышлению. Т.е. образ создается интуитивным воспроизведением, целостной стилизацией каких-то общих закономерностей. Для архитекторов начала XX в. источниками вдохновения становятся древние Новгород и Псков и в какой-то степени раннемосковское зодчество с их монументальной обобщенностью и пластической экспрессией. Так вот эти храмы в виде простых объемов с белыми стенами (обычно гладь стен почти не разбита декоративными деталями), с крутыми скатами высоких кокошников - именно та стилистика, которая перешагнула через 1917 г. и нашла продолжение в европейской архитектуре межвоенного и послевоенного периодов. Эксперименты Владимира Покровского - петербургского основоположника неорусского стиля - наряду с Алексеем Щусевым, который тяготел к форме пластичной, почти скульптурной и очень лиричной мне кажутся в этом смысле особенно плодотворными. Сегодняшние архитекторы так пластикой не владеют и так лирикой не «пронизаны».
И.Б.: А самые характерные примеры архитектуры Покровского?
Б.М. Кириков: Эталон для меня - Петропавловская церковь на Пороховых заводах под Шлиссельбургом. Она была возведена в 1906 г. и разрушена властями в 1941 г. Судя по старым чертежам и фотографиям, - великолепное сооружение, где на основной объем с эффектными килевидными завершениями был водружен мощный шатер. Этакий гибрид псковско-новгородского типа и московской «вертикали». Но главное, что «гибридность» в нем не прочитывалась, потому что через обобщенно-синтетическую, остро стилизованную и несколько гротескную форму Покровский нашел новый тип, новое стилевое выражение. Именно храмы Покровского и некоторые аналогичные его проекты оказали очень большое влияние и на А.П. Аплаксина, и на С.С. Кричинского, и на Г.Д. Гримма, и до сих пор оказывают влияние на архитекторов.
И.Б.: Если повернуть «колесо истории», как бы мог развиваться русский стиль, если бы традиция храмостроительства не была насильственно прервана в 1917 году?
Б.М. Кириков: Я думаю, что развивался бы естественным образом подобно тому, как он продолжал свое развитие за рубежом - в странах Европы - везде, где строились храмы для русской эмиграции. Эти постройки продолжали традиции неорусского стиля начала XX века. Покровский, более графичный, более гротескный, с четко прочерченными линиями, мне кажется, ближе к современному формообразованию. В моем представлении, именно его неорусский стиль оказал решающее влияние на последующее развитие архитектуры XX века в зарубежном храмостроительстве. На мой взгляд, это та стилистика, которая сегодня возвращается к нам. Не думаю, что я преувеличиваю роль Покровского. Если мы занимаемся историей искусствам историей архитектуры, то всегда очень важно, кто сказал первое слово, кто нашел тот или иной прием. В этом смысле мне кажется, что блистательный Щусев немножко стоит особняком, хотя он тоже оказал мощнейшее влияние на современников. Но более графичная манера Покровского легче узнается, усваивается и воспроизводится. Резюмируя сказанное, хочется еще раз подчеркнуть, что русский стиль не был явлением вполне законченным и целостным, слово «стиль» здесь всегда требует дополнительных пояснений. Это весьма разнородное явление, которое говорит на разных языках. Эти языки зависят, во-первых, от источников, к которым обращаются архитекторы, а во-вторых, от способов их интерпретации. Но различие модификаций русского стиля не меняет его единой глубинной сущности. Именно в обращении к древнерусскому наследию отечественная культура XIX и начала XX века стремилась воскресить национальную самобытность, вернуться к духовным корням и восстановить прерванную связь традиций.
о. А. Берташ: И эта определенная целостность, позволяющая нам определить русский стиль как важный художественный феномен Нового времени, открывает перспективы использования находок мастеров этого стиля в возрождаемом ныне церковном проектировании.
И.Б.: Спасибо!

0

147

Церковь Возрождения Христова
(Спас-на-Крови)
А.А.Парланд,
архим.Игнатий(Малышев)
Спб/1883-1907

0

148

Сверху вниз:
Доходный дом архитектора Н.П.Басина
Спб/1878-1979

Успенская церковь подворья
Киево-Печерской Лавры(ныне Оптиной пустыни)
Вас.а.Косяков
Спб/1894-1897

0

149

Конец статьи.Спасибо!

0

150

Близится к завершению строительство православного храма в новой части г.Балаково по проекту Арт-Дмитрий +.

0

151

Расписные монастыри Буковины — одна из неразгаданных тайн Европы. Каждый сантиметр их стен, от фундамента до крыши, сплошь покрыт яркими фресками.

Буковина — историческая область в Восточной Европе, в настоящее время поделенная между Украиной и Румынией. Расписные монастыри находятся в предгорьях Карпат Южной Буковины, в румынском административном районе Сучава. Всего здесь насчитывается около полусотни монастырей, многие из которых украшены наружными фресками, но, к сожалению, росписи сохранились далеко не везде. Благодаря своему исключительному культурному, историческому и иконографическому значению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены семь монастырей: это Молдовица, Хумор, Сучевица, Арборе, Воронец, Патрауцы и Пробота. Монастыри Буковины, расположенные в прекрасных горах, замечательны своими настенными месяцесловами и архитектурой. Все стены храмов снаружи расписаны фресками, изображающими святых и праздники церковного года. Этому обязаны церкви своими причудливыми крышами. Храмы представляют собой чаще всего трехнефные базилики, наружная архитектурная декорация выполнена под сильным западным влиянием (готические окна, порталы).
Краска на фресках, слоем 0,25 см, сохранилась до сих пор чуть ли не в первозданном виде. В 1963 году румынские ученые провели исследование фресок монастыря Воронец. Как выяснилось, все дело в технике. Молдавские художники придумали какую-то свою собственную, оригинальную технику живописи, основанную на сочетании традиционной росписи по сырой штукатурке с росписью в технике «аль секко» — красками созданными из природных минеральных пигментов с добавлением органического белкового связующего вещества.
Источник http://yustas.livejournal.com/633815.html

0

152

Более подробно по теме предыдущего поста и с хорошими фотографиями
Источник http://dmitryslavin.livejournal.com/919 … ead=600357

0

153

Товарищество реставраторов
http://tovrest.ru/
Архитектор Андрей  Анисимов
учредитель, главный архитектор,
член-корреспондент Академии Архитектурного Наследия

Сей муж впечатление произвел на меня лично неизгладимое,как будто из н.20века,в сюртуке при усахи бороде,вылитый Столыпин.
Видел его в 2001 году на фестивале Зодчество.Делают серьезную работу по реставрации и проектированию новых православных церквей.
ЗЫ У нас в Саратове тоже в то время свой "Столыпин" был, да и профиль тот же -Шитов Алексей Валентинович.Харизмой тоже не уступает)))

0

154

Виртуальный тур по Троице-Сергиевой Лавре http://www.stsl.ru/guide/vtour/

0

155

Евгений Спирин написал(а):

неорусский стиль оказал решающее влияние на последующее развитие архитектуры XX века

Наконец-то смогла прочитать статью. Спасибо! Радует, что в ней не критикуют неорусский стиль, как упаднический (в отличии от статьи, приведенной в начале темы). Мне он (неорусский стиль) очень нравится, впрочем, как любые проявления искусства Серебряного века. Нравится не только архитектурной стилистикой. В моем представлении - неорусский стиль подводит человека к Богу через выбор - между Добром и Злом, Православием и язычеством. Воцерковляет, но предварительно искушает, поэтому выбор - всегда осознан. Классика - возносит Свет на невиданную высоту и требует безоговорочной Веры и подчинения. Модерн - предлагает заглянуть в себя перед тем, как обратиться к Богу. И поэтому чуть ближе.

0

156

Белокаменный православный храм появится в самом центре Парижа

http://www.1tv.ru/news/world/172904

проекты можно посмотреть здесь

http://rusoch.fr/mond/na-naberezhnoj-branli.html

Участок застройки площадью 4,245 кв. метров расположен в одном из наиболее престижных и посещаемых кварталов города. На участке должны быть возведены православный храм, административные помещения для епархии, многопрофильные залы и аудитории семинарии, общежитие для семинаристов, библиотека.

Культурно-духовный православный центр в Париже создается как место встреч и проведения культурных мероприятий для русской общины, ознакомления парижан с русской духовной культурой и окормления православных верующих.

0

157

Победителем конкурса на строительство русского православного центра в Париже стал проект Общества архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского (Франция) и ООО «Арх груп».

Итоги конкурса были объявлены на заседании жюри, состоявшемся 17 марта 2011 года в Париже. Предложенный победителями проект предполагает создание современного архитектурного комплекса «с узнаваемым образом русского Православия». Доминантой центра является традиционный пятиглавый храм, интегрированный в легкий, воздушный стеклянный объем, сообщает «Интерфакс-Религия».

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1432231.html

Не до конца понятно, как они собираются реализовать "легкий стеклянный объем".

0

158

Православные храмы Польши
http://www.photosight.ru/users/171774/

0

159

Можайск
http://www.photosight.ru/photos/4133381/?from_member

0

160

Проект кафедрального собора в  Владивостоке
http://vladnews.ru/modules/magazine/images/2856/1.jpg

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Тектоника-плюс » Общий » Православная архитектура