Тектоника-плюс

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тектоника-плюс » Общий » МЕТОД А /Артур Георгиевич ТОКАРЕВ, г.Ростов-на-Дону/


МЕТОД А /Артур Георгиевич ТОКАРЕВ, г.Ростов-на-Дону/

Сообщений 1 страница 20 из 36

1

Инновационный подход в учебном процессе.
Артур Токарев о новой методике архитектурного проектирования на 1 курсе Ростовского института архитектуры и искусств.
источник http://archnest.com/mainpage/blog/2604/

Архитектурное образование в России в последние годы нередко подвергается критике за жесткое следование традициям и нежелание меняться в изменившемся мире. Предлагаемая вниманию методика – попытка найти новый подход к образованию студентов-архитекторов 1-го курса.

В Ростовском институте архитектуры и искусств Южного федерального университета (ИАрхИ ЮФУ) в группах под руководством Артура Токарева в течение нескольких лет осуществлялась разработка и реализация индивидуальной методики обучения студентов-первокурсников. Результатом этой работы стало учебно-методическое пособие МЕТОД А – печатная фиксация промежуточного этапа непрерывного поиска и совместного эксперимента студентов и преподавателей на пути к пониманию процесса архитектурного проектирования. Большинство представленных заданий выполнялись впервые.

Цель курса – сформировать у студентов навык решения комплекса проектных задач, освоить проектный метод архитектора, и теоретически, и практически переживая все его основные составляющие.

Преподавание архитектурного проектирования имеет важную особенность – оно связано с творческим процессом индивидуума. Сама по себе цель – научить проектировать – не вполне корректна, поскольку творчество не есть ремесло. Обучение проектным навыкам не должно препятствовать свободе творческого развития. Принципиальным является формирование инициативной, самостоятельной творческой личности. Не передача информации по принципу – от мастера ученику, а обучение методике, алгоритму действий, которые позволят создавать индивидуальные проектные решения. Необходимо не только развить у студента проектный навык, но выстроить структуру творческой личности, которая позволит ему в дальнейшем профессионально состояться, не потеряв своей индивидуальности

0

2

Разберем здание на части. К концу курса – соберем

Сложность обучения проектированию состоит в том, что архитектура включает в себя целый комплекс составляющих, которые необходимо учитывать в процессе проектирования одновременно. По этой причине с первого занятия студентам предлагаются максимально доступные для понимания знания об архитектурном объекте, «разобранном» на отдельные составляющие. Таким же образом развиваются навыки проектирования – через упражнения на отработку отдельных составляющих и на их взаимосвязи – в этом главная особенность методики.

Студентам на первых же занятиях последовательно выдается информация о содержании проектной деятельности архитектора или просто – «из чего состоит архитектура». Архитектор в своей деятельности моделирует процессы жизнедеятельности человека в пространствах, организованных архитектурной формой. Любой архитектурный объект включает в себя две важнейшие базовые составляющие – пространство и форму. Вне любой из этих составляющих невозможно существование архитектурного объекта. В процессе архитектурного моделирования осуществляется разделение пространства формой на пространство внутренне и внешнее. Эти отношения выражаются в основополагающей триаде –

ВНЕШНЕЕ-ФОРМА-ВНУТРЕННЕЕ

Внешнее пространство выступает в качестве контекста, окружающего архитектурный объект. Внутреннее пространство выражает функцию или назначение объекта. В отношениях этих, взаимовлияющих на форму пространств, и создается то, что называется архитектурным объектом.

В течение 1 курса производится (отдельно, а затем комплексно) освоение и отработка следующих составляющих профессиональной деятельности архитектора:
ПРОСТРАНСТВО (внешнее, внутреннее)
ФОРМА
ФУНКЦИЯ
КОМПОЗИЦИЯ
ОБРАЗ
ВЕРБАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ГРАФИКА
1-й курс (1 и 2-й семестр) дисциплины «Архитектурное проектирование» состоит из 6 курсовых работ, каждая из которых включает в себя основной проект и целый комплекс текущих кратковременных упражнений. Основные проекты, усложняясь, все более полно охватывают весь состав курса. Текущие экспресс-упражнения (от нескольких минут до 1-го занятия) сопутствуют основным проектам или (как правило) предшествуют им.

ПРОСТРАНСТВО ВНЕШНЕЕ – 1 КУРСОВАЯ РАБОТА

0

3

Композиция – средство, а не цель

Свободное владение средствами архитектурной композиции – неотъемлемая составляющая профессии архитектора, а навыки композиционного моделирования лежат в основе архитектурного формообразования. Композиционное развитие начинающего архитектора сродни развитию речевого аппарата. Человеческое умение говорить для архитектора означает умение выражать свои мысли архитектурной формой. Средства композиции являются основой художественного языка архитектуры, способствуют решению задач по организации и архитектурной формы и пространства, позволяют выражать формальными знаками идею, чувство, образ.

0

4

На проект – как на праздник

Следует учитывать, что на 1-й курс приходят студенты, которые едва вышли из детского возраста (16 – 17 лет). С одной стороны, они сохранили непосредственность и искренность восприятия мира, с другой – уже получили не всегда желательный для творческого роста визуальный опыт окружающей среды, приобретя ряд «взрослых комплексов» и стереотипов. Важная задача с первых же занятий «вернуться в детство», к свободному творческому восприятию мира, развиваясь в архитектуре как в игре – легко и непосредственно.

0

5

От плоскости к объему

На протяжении 1-й курсовой работы, как и в период всего 1-го курса, задания по композиции развиваются последовательно – от отвлеченных графических заданий (симметрия, ритм, метр и т.д.) до объемных композиций с образной составляющей. Развитие композиционных навыков с последовательным переходом от плоскостных (графических) к аксонометрическим и объемно-пространственным композициям в традиции отечественной методологической школы. Прежде всего – советского авангарда 20-х гг. (школа ВХУТЕМАС, супрематизм К. Малевича, Л. Лисицкого и др.).

0

6

Внешнее пространство в заданных границах. От образа места – к форме

Главное задание 1-й курсовой работы – «Композиционно-образное моделирование пространства» включает в себя разработку внешнего пространства, вписанного в реальный городской контекст. На этом начальном этапе работа носит отвлеченный от функции характер. Принципиально важным является создание композиционно-образных моделей на основе чувственного восприятия места. Создание графических композиций, вписанных в границы участка, выступают формально-образной реакцией на контекст. Композиции должны не только выражать впечатления от места, но и «реагировать» на ограничения (существующие постройки, границы участка, пространство парка, проспекта). Внедряясь, растворяясь, отталкиваясь, взаимодействуя. В абстрактных формах интерпретируется, в том числе, и фасад существующей неоклассической беседки. Задание завершается выполнением макета – итоговая графическая композиция генплана получает 3-е измерение. На этом этапе решаются задачи не столько привести пространство к функции (потенциально это может быть вход в парк), сколько к соответствию параметрам человеческого присутствия.

0

7

Рассказываем и защищаем

Вербальное моделирование – важная составляющая профессии архитектора. Переход от вербального моделирования к формальному – есть акт материализации архитектурного замысла. Необходимо ощущать, переживать и личностно воспроизводить возникающий образ в форме и пространстве. Принципиальный момент – участие студентов в анализе и коллективном обсуждении создаваемых работ, поскольку без умения выдвигать, обосновывать и оценивать творческую идею невозможна профессиональная деятельность архитектора.

0

8

ФОРМА - 2 КУРСОВАЯ РАБОТА

Взаимодействие пространства и формы

Во 2-й курсовой работе активно развиваются навыки пространственного моделирования. Пространственные задания выполняются на основе модульной сетки на горизонтальном основании формата А-3 с сеткой 3×3 см. Основание имеет отверстия для установки вертикальных тонких элементов, образующих пространственную модульную структуру, которая собирается и разбирается во время занятий и используется многократно. С применением картона и бумаги на этом основании выполняются обучающие упражнения по теме «пространство». В этих упражнениях студенты создают и анализируют различные типы пространств и взаимодействие понятий «пространство» и «форма». Вводятся первые понятия о функции.

0

9

От отвлеченной композиции – к графическому образу

Важная особенность архитектурного моделирования – владение навыками создания образа художественного произведения. Поэтому образная составляющая является принципиальной в развитии студентов с самого начала их творческого становления. Развитие образного мышления является важнейшей составляющей, неразрывно связанной с архитектурной формой и пространством.

Сначала студентам предлагаются более простые темы, выражающие, например, какое-либо действие («выстрел», «обвал», «прыжок обоза через пропасть»). Позднее они сменяются темами, отражающими сложные психологические, эмоциональные состояния и переживания («лень», «восторг», «сомнение», «преодоление трудности»). В дальнейшем этот навык позволит выражать посредством формы индивидуальные, личностные переживания пространства, материализовывать свои чувства, реализовывать их в системе формальных знаков.

0

10

Работа с формой в условиях пространственных ограничений

Главное задание 2-й курсовой – разработка объема в заданных ограничениях на основе модульной сетки. Выполняется на основе модуля 1 см. Состоит из двух основных элементов – объема площадью 12×12 см и высотой 24см и основания 24×24 см высотой 3 см. Не допускается выступать за внешние пределы габаритов. Задание носит отвлеченный от функции и образа характер и направлено, прежде всего, на развитие композиционных навыков объемной формы. Цель работы – развитие навыков объемного моделирования тектонической системы в заданных ограничениях. Дополнительно студенты решают задачи взаимодействия внутреннего и внешнего пространств, а также объема и основания.

0

11

Это задание, при внимательном рассмотрении, не что иное как интерпретация традиционного для нашего начального образования задания - чертеж ордерных систем. Но, с кардинальной методологической разницей. В данном случае - студенты все придумываю сами. Каждая линия на планшете является авторской, результатом собственного творческого мыслительного процесса. Это наш основополагающий методологический принцип.

0

12

ФОРМА-ОБРАЗ – 3 КУРСОВАЯ РАБОТА

Во время 3-й курсовой работы студенты разрабатывают формально-образные композиции – как плоскостные, так и объемно-пространственные. Параллельно они овладевают первичными понятиями функции и навыками функционального моделирования. Во 2 семестре эти составляющие архитектурного проектирования начинают смыкаться и осваиваться в комплексе.

0

13

От графического образа – к объемному

Объемные клаузуры – важный этап перехода к работе с формой – от плоских, графических изображений к трехмерным моделям. Если ранее упражнения на образ выполнялись в графике, то теперь – в объеме. Одна из них – объемная композиция «Телескоп». Выполняется из плотной бумаги в аудитории за один час. Перед студентами ставится задача – создать в объеме образ стилизованного механизма – в данном случае – «архитектурного телескопа».

0

14

Усложнение образных решений

Главная работа 3-й курсовой – формально-образное композиционное задание «Природная форма». Это задание традиционное для кафедры Основ проектирования. Однако в структуре предлагаемого нами метода меняется алгоритм действий. Традиционно работа развивалась в направлении от биоформы – к ее анализу и стилизации. Однако, на наш взгляд, при таком подходе изначальная природная форма довлеет в процессе проектирования. Более верным для архитектурного проектирования представляется не алгоритм «кукуруза → объект», но – «кукурузные свойства → объект».

Студентам предлагается путем формальных композиций выразить комплекс свойств, характерных для той или иной биоформы. Преподаватель задает первичный чувственный образ в вербальной форме. Например: «Сгусток плотности в хрустальной утонченности» (ёж); «Упругая пластика. Текучесть мягкого» (кошка); «Равновесие тяжести. Пластика камня. Грубая грация» (медведь); «Динамика, резкость, острота опасного» (щука). Вербальная эмоционально-чувственная модель последовательно – от плоскостных элементарных и сложных композиций воплощается в модель объемную. Не стилизация природной формы, а материализация свойств и состояний через чувства и образы. На протяжении разработки всего задания, вплоть до дня сдачи, студентам не говорится о том, что они выполняют природную форму – они решают лишь заданный образ.

0

15

На наш взгляд, именно такая последовательность приближает студентов к решению формально-образных задач аналогично архитектурной практике. Например, в данном контексте объекту необходимо иметь такие-то свойства – пластичность или массивность, устойчивость, лаконичность, дробность и т.п. И архитектор реализует эти свойства в форме, выражая формальными знаками «характер» своего произведения. Именем же по своему образу объект нарекается потребителем (так например, в ростовской архитектурной практике возникли «имена» зданий – «трактор», «белый рояль» и т.д.).

0

16

ПРОСТРАНСТВО ВНУТРЕННЕЕ - 4 КУРСОВАЯ РАБОТА

Функциональное внутреннее пространство

Проект внутреннего пространства «Дом для тещи и молодой пары» имеет в основе общую функцию (жилой дом) и общий сценарий – создать в ограниченном объеме пространство сосуществования двух «антагонизмов» – тещи и молодой супружеской пары. Проект носит выраженный гротескный характер. Главная задача – в определенных границах (куб 10×10×10 м в масштабе 1:50) разработать два взаимодействующих, но раздельных пространства. Моделирование внутреннего пространства осуществляется изолированно, вне связи с внешним пространством и оболочкой. Пространство решается обобщенно (без ограждений, мебели). Выполняются чертежи планов и разрезов. В начале курсовой работы студентам выдаются материалы с информацией об эргономике – для самостоятельного изучения вне занятий.

0

17

Универсальный объемный модуль – фрагмент конструкции, оболочки, ландшафта

Универсальный объемный модуль разрабатывается параллельно с основными заданиями курсовой работы («Тещин дом» и «Мост»). На основе модуля создаются фрагменты пространственных структур. Модульная структура может иметь различное назначение – от элемента конструкции, оболочки здания, до фрагмента ландшафта.

0

18

Взаимодействие архитектурной формы и ландшафта

Создаваемая студентом на основе универсального объемного модуля структура ложится в основу другого задания – построение взаимосвязи архитектурной формы и природного ландшафта. В данном случае ставится задача – создать из разработанной структуры фрагмент ландшафта, органично трансформируемого в архитектурный объект. Эти упражнения предваряют главное задание 5-й курсовой работы «Индивидуальный жилой дом в природном ландшафте». Выполнение этого задания начинается во время 4-й курсовой работы. Вводятся задания на проектирование контекста. Выдается общий для всех ситуационный план (дороги, берег моря, ориентация по сторонам света). Студенту предлагается самому разработать природный ландшафт любой сложности и наполненности (водоем, визуальные связи). Именно этот контекст составляет основу разработки курсовой № 5. Студент приучается сживаться с контекстом так, как только возможно лично его создав. Контекст становится не данностью, не внешним обстоятельством, но одушевляется личным переживанием его творящего.

0

19

Функциональный метод – от функции к форме

В этом упражнении схематично отрабатывается функциональный метод проектирования «от функции к форме». Однако форма не является простым следствием функции. На стадии перехода к объему ведутся поиски гармонизации формы освоенными ранее композиционными средствами – симметрией, доминантой, ритмом и др.
Это упражнение – важнейшее на пути к завершенному архитектурному объекту. Параллельно ему («встречным курсом») отрабатываются навыки работы с абстрактной формой (объемный модуль, мост и др.). В 5-й курсовой работе оба этих направления смыкаются при создании законченного, полноценного проекта архитектурного объекта.

0

20

Объемные композиции во 2-м семестре задаются все чаще, и сложность заданий возрастает. В данном случае перед студентами ставится задача – передать в объеме образ действия – создание формы под воздействием внешней динамической силы.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Тектоника-плюс » Общий » МЕТОД А /Артур Георгиевич ТОКАРЕВ, г.Ростов-на-Дону/