Тектоника-плюс

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тектоника-плюс » Общий » Реклама , бренды, имидж.


Реклама , бренды, имидж.

Сообщений 41 страница 60 из 157

41

инженер написал(а):

без повторов

На мой взгляд Саратов это город замечательных художников. Кузнецов, Борисов-Мусатов, близко Петров Водкин творил. В этом огромный потенциал заложен и исторический, культурный пласт. А эти все матрешки-гормошки-спутники-итд на каждом углу. Это может и коммерческая тема, но выделиться тут сложно . Вообще  Саратов еще студенческий город. Очень много вузов...Наукогад такой. ))

0

42

инженер написал(а):

Уважаемый Евгений Юрьевич ! А не Вам ли брошен этот Вызов !?  
Я то в силу своих градо-экономических и орг. наклонностей на дизайнерской поляне не силён. А вот почему девушка отдувается за сильных дизайнеров и мужчин в одиночку ?

Ольга Чихичина написал(а):

-н Инженер! Вы поймали меня на "слабо?", и теперь, как порядочный человек, должны... нет, не жениться - представить свой вариант.

Сергей Владимирович,я даже не знаю по-моему все-таки это у с Ольгой у Вас какие-то дуэли, я тут не при делах..
А насчет сильных графических дизайнеров-в Саратове так их мало,и я знаю только мастерскую Кашанин-А, все остальное очень не серьезно на мой взгляд, хоть и кафедра Дизайна есть,хотя и Архитектурной среды а это нечто другое.Короче нет их почти,все что я встречал, в мастерстве и знании и умении работать с графикой уступят любому архитектору.

0

43

niknov написал(а):

На мой взгляд Саратов это город замечательных художников.

niknov написал(а):

А эти все матрешки-гормошки-спутники-итд на каждом углу.

Коля, я даже возражать не берусь против того, что Саратов - город замечательных художников. Но искусство - вещь тонкая, и нуждается в меценатстве. Вот тут-то хлебушко и выручил бы.
Вообще, бренд города - тема настолько многогранная, что мыслей тут может быть огромное множество, и в одной голове они физически не уместятся. Это я к тому, что если есть мысль и желание её донести до аудитории - это можно сделать в текстовом виде по приведённой выше схеме (сообщения №№ 21и 31). Ну, или свою схему предложить. Чем больше вариантов - тем интереснее может быть конечный результат.
Меня, например, ещё тема стыка русской и немецкой культур в прошлом очень занимает - Саратов в этом отношении город воистину уникальный. Жаль только, что 3 знаковых для восприятия города в этом ключе объекта либо физически, либо стилистически уничтожены (вокзал, кирха, костёл).

А изложенные выше варианты можно воспринимать просто как мнения. Давайте ими делиться.

Отредактировано Ольга Чихичина (04-06-2011 07:22:20)

0

44

Евгений Спирин написал(а):

насчет сильных графических дизайнеров-в Саратове так их мало,и я знаю только мастерскую Кашанин-А,

Евгений, у меня и в мыслях не было тягаться с г-ном Кашаниным - он в этом деле мэтр, а для меня графический дизайн - скорее хобби и, время от времени, источник дополнительного дохода. Логотипы появились потому, что любой текст лучше воспринимается при наличии иллюстраций.

0

45

инженер написал(а):

оставить перчатку на память или биться

"Вызов" получился случайно - было желание немного подначить  и схохмить, т.к. давно известно, что все глупости на свете делаются с серьёзным выражением лица.

инженер написал(а):

может быть по образу и подобию последних Олимпиад допустимо иметь сразу несколько символов ?

Думаю, что допустимо иметь несколько событий, каждое со своей символикой, которая может фигурировать во время действия события. А логотип и фирменный знак у города должен быть всё-таки один - в той же Пуле они свой "крестик" в каждой теме тиражируют.

инженер написал(а):

доводка всё-таки нужна

Не спорю, вопрос - в каком ключе?

0

46

А вообще - рада, что написанное показалось интересным. Спасибо! :blush:

0

47

Ольга Чихичина написал(а):

Евгений, у меня и в мыслях не было тягаться с г-ном Кашаниным - он в этом деле мэтр, а для меня графический дизайн - скорее хобби и, время от времени, источник дополнительного дохода. Логотипы появились потому, что любой текст лучше воспринимается при наличии иллюстраций.

Евгений Спирин написал(а):

А насчет сильных графических дизайнеров-в Саратове так их мало

Евгений Спирин написал(а):

все что я встречал, в мастерстве и знании и умении работать с графикой уступят любому архитектору.

Ольга Вы же архитектор!

0

48

План монументальной пропаганды

Автор: Павел Шугуров, арт-сообщество «33+1» (Владивосток, Санкт-Петербург, Кемерово)

Источник: http://www.archnest.com/mainpage/blog/3479/#comments

Если вы любите свой город, людей его населяющих. Если вы художник и имеете задумки относительно городского пространства и у вас есть, что сказать своим со-гражданам. Если вы видели, путешествуя по Америкам, Европам и Азиям огромное количество произведений городского искусства, что навело вас на мысль сделать что-то подобное в своем районе.

Пусть даже вы пробовали, что-то сделать, и столкнулись со стеной непонимания со стороны публики или со стороны чиновников. Сейчас я представлю вам метод продвижения своих идей в 20 шагов, метод этот трижды опробован в реальных условиях российской действительности: В Питере, Кемерово и Владивостоке. Иллюстрировать материал я буду слайдами Владивостокского эксперимента. Итак.

http://www.archnest.com/data/image/6db1bf5869184d3009ee9681cb31cd50.jpg
Роспись «Первая ласточка», 2009

1

Почувствуйте дух места своего города. Узнайте его специфику, его уникальность. Например, Владивосток – город на сопках, поэтому крыши у нас – это пятый фасад. Придумайте проект для выявления этой специфики. Чтобы все пространство работало на ваш проект, создавая единую с ним композицию. При этом проект не должен быть затратным и должен быть легко осуществимым вами без помощи посторонних денег и сил.

2

Даже если этот проект вы можете легко осуществить без согласований – не делайте этого. Идите к местной власти и согласовывайте его. Цель этих «хождений по мукам» – не в том, чтобы бы лучше воплотить свою задумку, а в том, что сдвинуть с мертвой точки целое направление, целый ряд будущих проектов.

Запаситесь терпением. Ваша задача, понять, как в вашем городе работает система продвижения городского искусства. Узнать заинтересованные силы на этом поле: чиновников, СМИшннков, коммерсантов и тд. Если в процессе согласования эскиз поменяется кардинально, это нормально, не унывайте, ибо первый проект - это не произведение, это пробник.

3

Нет пиара - нет искусства. Запросите у своих товарищей, которые как-то связаны с пиаром базу данных местных СМИ, сделайте пресс-релиз, разошлите его. Заранее продумайте, как телевизионный режиссер, сценарий освещения вашего проекта: возможные точки съемок, последовательность действий – телевизионщики обленились. Если вы хотите освещения вашей акции в лучшем свете, берите их работу на себя.

4

Пусть на презентации первого проекта было всего 3 человека публики и пара ТВ-каналов. Мы неостановимы, мы делаем второй проект, на тех же условиях. Но с более широким включением публики. Надо завести хоровод на весь город. Используем детей - это примитивно, но всегда действенно.

http://www.archnest.com/data/image/2afde73b76ba7e8edf1e020beba5864d.JPG
«Золотая рыбка», нарисованная марганцовкой на льду Спортивной гавани, 2010

5

Параллельно мы забрасываем администрацию своими художественными предложениями, уже масштабными и бюджетными. Всем стало ясно, вас не остановить, и лучше быть с вами, чем попасть под стремительный локомотив вашей активности. Не тряситесь над своими авторскими правами, завалите чиновников эскизами. Мыслите как они – пиаром и разными юбилейными датами.

6

Параллельно проводим социально-просветительскую работу: устраиваем лекции городском искусстве, собираем круглые столы, организуем целое движение из самых активных и творческих людей. Занимаем «телефон и телеграф» - авторская передача на ТВ, авторская колонка в жрунале о городе – все на тему городского искусства.

7

В стратегии продвижения своих городских проектов мы - поступательны и готовы идти на серьезные компромиссы, потому что знаем: победа будет за нами. Но при этом имидж художников-проституток, работающих на потребу публики нам тоже не нужен.

Поэтому, при всей своей ненависти к галерейному искусству и всей полугламурной тусовке, иногда мы делаем острые модные галерейные проекты, в которых выступаем как острые современные художники и показываем всей братии, что остаемся «в теме».

http://www.archnest.com/data/image/7058581d5f1b29ef9be3c36e79bb5c11.jpg
Шугуров Павел, проект «Космизм», бросание цемента в музее современного искусства «Арт этаж», 2010

8

Пиарим нашу галерейную деятельность по тем же каналам. Приглашаем на полугламурные тусовки на открытии уже знакомых чиновников и коммерсантов. Создаем себе художественно богемный имидж.

9

Но не только имиджем жив художник, еще и технологией. В галерее мы экспериментируем с материалами и темами, с дальним прицелом вынести плоды экспериментов на улицу.

10

Ну, вот и первые заказы и вы понимаете, что замахнулись на то, что не потяните, что нет ни команды, ни надежных партнеров и технологию воплощения вы знаете «не ахти». Не бойтесь! Победа будет за нами! Рукотворное искусство, пусть даже не шедевральное – по умолчанию – теплое и близкое людям.

http://www.archnest.com/data/image/8f666b1c3031bea13cb32f51c1d6f068.JPG
Роспись «Кит», 2010

11

Воспринимаем эти проекты как шаги к своим шедеврам! Так и говорим всем открыто – пусть сегодня это не работы из истории искусств, но если мы не будем по этой причине делать это, то как мы получим шедевры?!

12

Заказов много! Не старайтесь все контролировать от и до. Доверяйте людям! К черту Церетеллей, мы не стремимся к монополии! Мы помним свою изначальную идею: создание в любимом городе для любимых людей некие общественные ценности, предметы, которые порождают вокруг себя общественный диалог, в ходе которого люди разных социальных групп узнают друг друга, и узнают свою общность!

13

Пробуем, экспериментируем, не боимся повторов, копирования. Мы - на самом первом этапе, мы учимся. Шедевры будут через пять лет, сейчас практика. В России городское искусство 30 лет было в застое, после расцвета социалистического госзаказа. Мы собираем осколки былого великолепия среди недоверия людей, настороженности властей.

14

Забудьте, что вы видели за рубежом. Там иные бюджеты, иные традиции. Не пытайтесь сразу сделать Хаммер на заводе ВАЗ, будьте реалистами.

http://www.archnest.com/data/image/9709a4366cd13c89e9a03b3c38dfc795.JPG
Рельеф «Японский городовой» из серии «Персонажи Миллионки», 2011

15

Ну, вот… весь город знает о вас, сочувствует вам в блогах и лично. Ваша группа – легенда. Ребята пишут вам письма с просьбами присоединиться к движению. Чиновники и коммерсанты, которые поверили в вас, готовы предоставить вам карт-бланш в выборе мест для реализации ваших идей.

16

Теперь можно реализовывать более смелые идеи, используя более затратные технологии.

18

Не останавливаемся на достигнутом. Ваше искусство должно быть оценено на международной уровне! В закупоренной обстановке одного города, где все друг друга знают и уже не ждут откровений – ваше движение быстро угаснет. Приглашаем людей со стороны, иностранцев… Сами выезжаем в другие города.

18

Создаем городской художественный совет, куда приглашаем, как заслуженных старичков, так и проявившуюся молодежь. Пиарим деятельность Совета, как художественный проект, как акт искусства.

19

Пытаемся вывести стихийные проекты в городскую программу, с заранее обозначенными спонсорами, бюджетами. Пытаемся ввести новые законы по пример «процента для искусства». Помним о деструктивных районах, о которых все забыли.

20

Город стал ближе и человек, идущий вам навстречу, незнакомец, он вам прежде всего друг, ваш коллега по улучшению общей среды. Вы счастливы видеть его, вы работаете вместе.

Отредактировано niknov (04-06-2011 19:22:40)

+2

49

niknov написал(а):

План монументальной пропаганды

Интересно. Действительно - взгляд с другой стороны!
А с Соколовой горы, между прочим - тоже замечательный вид на крыши Саратова.

0

50

В Запорожье тоже собираются делать ставку на культуру. Правда, в том, что это малозатратно, думаю погорячились.

Что же такое культурный центр?

Культурный центр – это территория, которая характеризуется рядом уникальных особенностей. Это резиденция, куда приезжают сначала ненадолго, а потом остаются жить. Всем известен артистический феномен Парижа в начале 20-го века, но ведь создавали его художники из Голландии и Испании, писатели из России и Америки.

Развитие культуры - это одновременно и создание условий для привлечения высококлассных специалистов извне, которые смогут реализовать именно на этой территории свой творческий и иной потенциалы. Это место, где постоянно происходят какие-то важные и интересные события. Культурный центр - это место, где бурлит жизнь, наполненная культурными событийными мероприятиями. Это город, в котором делаются творческие карьеры, существует творческая конкуренция. Для этого нужны организации-флагманы.

Многим известен пример испанского Бильбао, который привлек после строительства Музея современного искусства миллионы туристов, что абсолютно изменило экономическую ситуацию в отсталой провинции. Или другой пример – австрийский Зальцбург, город, в котором родился Моцарт. Осознание экономических перспектив этого факта пришло только с деятельностью великого дирижера Герберта фон Караяна, который сделал Зальцбургский фестиваль главным музыкальным событием в мире. Сейчас Зальцбург – город, где каждый третий из 160 тысяч жителей занят в данной сфере.

Это и есть примеры грамотного позиционирования. И все эти примеры касаются городов, которые не являются политическими, официальными или финансовыми столицами.

http://reporter.zp.ua/sites/default/files/u15/bilbao.jpg

http://reporter.zp.ua/sites/default/files/u15/zalcburg.jpg

Эффективно ли это?

Да. В условиях тяжелой экономической ситуации в городе только культура может радикально изменить жизнь его жителей к лучшему. И дело здесь не только в огромном потенциале культуры, но и в том, что развитие культурного пространства требует значительно меньшего объема инвестиций, чем создание индустриальных площадок и логистических центров.

Издержки развития культуры ничтожны. При этом финансовая оценка культурного наследия намного выше капитализации промышленных гигантов. Крупнейшим налогоплательщиком Англии является не президент Бритиш Петролеум, а Джоан Роулинг – автор «Гарри Поттера». Рынок состоит из ниш. И нет никакого смысла лезть в заполненную нишу, где норма прибыли ниже, а конкуренция выше. Это касается и центров логистики, и выставочных центров. Ниша культуры сейчас в Украине практически пуста, и именно туда необходимо направить усилия и инвестиции.

Что даст городу реализация стратегии культурного центра Украины?

Обеспечение качества жизни. Люди хотят жить в том городе, в котором интересно жить. Но не только. Людям еще нужна заработная плата и интересная работа. Статус культурного центра Украины обеспечивает и первое, и второе. В культурном центре формируется креативная индустрия - массовое производство творческой продукции, требующее большого числа интересных рабочих мест, которые, например, появились бы в Запорожье в результате создания Центра современного искусства. Его миссия заключалась бы в формировании качественного культурного досуга, доступа к значимым культурным явлениям, повышении статусности жителя Запорожья, появлении мотивации жить и работать именно здесь.

Такой Центр мог бы стать для людей творческих профессий точкой роста. Здесь они могли бы встречаться с коллегами со всего мира, знакомиться с высокими образцами современного искусства, реализовывать свои творческие амбиции. Вовлечение творческой молодежи в деятельность Центра превратило бы ее в соучастников художественного и социального развития города.

Полный текст здесь:http://reporter.zp.ua/2011/04/18/strategiya-razvitiya-zaporozhya-spasenie-utopayushchikh-delo-ruk-samikh-utopayushchikh

Отредактировано Ольга Чихичина (05-06-2011 18:57:44)

0

51

Евгений Спирин написал(а):

Ольга Вы же архитектор!

Евгений, спасибо! А то в последнее время я начинаю отвыкать от этой мысли...

0

52

Новый логотип Крыма...

26 мая 2011 года в Совете министров Автономной Республики Крым состоялось третье заседание Конкурсной комиссии по отбору лучших предложений на ребрендинг логотипа Автономной Республики Крым.

http://www.blackseanews.net/files//image/%2899-99-99-99%29/f2_2.jpg

Победителем стала киевская компания iBrandDesignConsulting. «На конкурс поступило 307 работ. По итогам первого заседания комиссии было отобрано 7 вариантов, после второго заседания – три. В результате продолжительной работы комиссии на третьем заседании выбран концепт логотипа Крыма. Он будет доработан, еще нужно шлифовать шрифт», – рассказал глава комитета.

По словам В. Волченко, вскоре будет разработан brand-book, в который войдут все варианты шрифтов, цветов, позиционирования логотипа на разных носителях и т.д. «Будут созданы видеоматериалы, видеоролики. Логотип будет использоваться в презентационных материалах, на бигбордах и так далее», – добавил он.

Кроме того, в ближайшее время планируется разработать выставочный стенд Крыма с использованием нового логотипа, который будет применяться на туристических выставках и других мероприятиях. «Также мы планируем презентовать новый логотип в ходе пресс-конференции на открытии PrimeYaltaRally», – резюмировал В. Волченко.

http://www.kicenter.crimea.ua/sites/default/files/logo2.png

http://www.kicenter.crimea.ua/sites/default/files/logo3_0.png

http://www.kicenter.crimea.ua/sites/default/files/logo4.png

Источник: http://www.kicenter.crimea.ua/newsresko … ii-na-rebr

0

53

И альтернативное мнение

Ура! Министерство курортов и туризма АРК и республиканский комитет по информации АРК объявил конкурс на ребрендинг логотипа Крыма и создание фирменного стиля для него-же. Сообщение об этом сиротливо проскользнуло на ресурсе украинских рекламистов. И хотя победителю обещалось 150 тыс. грн. — новость не вызвала никакого восхищения в  комментариях, и украинские дизайнеры отреагировали на неё крайне саркастично.

Свою версию логотипа Крыма Михаил Литюга сделал не ради призовых денег, а ради попытки найти графический образ современного Крыма  в глазах современного соотечественников, бывавших в Хорватиях, Черногориях и Египтах. Версия основана исключительно на тех впечатлениях, которые он приобрел за более чем десятилетнее знакомство с этим благодатным регионом. Встречайте первый концепт логотипа Крыма, цензурный (коричневым цветом отмечены требования конкурса)

http://www.crea.com.ua/wp-content/uploads/blog_picts/krim_logo_yuh_servis.gif

Концепт «Йух Вам!» отражает собой все то, что среднестатистический курортник может получить в обмен на свои деньги, тем самым демонстрируя «прямую или ассоциативную связь с республикой Крым».

http://www.crea.com.ua/wp-content/uploads/blog_picts/krim_yuh_tshirt.jpg

http://www.crea.com.ua/wp-content/uploads/blog_picts/krim_wall_ad.jpg

http://www.crea.com.ua/wp-content/uploads/blog_picts/krim_cards.jpg

Полная (и не вполне цензурная) версия здесь: http://crea.com.ua/rebranding-kryma/

Отредактировано Ольга Чихичина (06-06-2011 06:20:20)

0

54

Красный бриллиант стал символом Донецка. Кроме того, город определился с рекламным девизом. Главным критерием отбора стало изображение имиджа Донецка как перспективного города, который развивается.

Источник: http://ua.adme.ru/firmennyjstil/oneck-v … ant-55655/
Ну, даже и не знаю, что сказать. Хочется срифмовать, но получается неприличное. Таки любит у нас народ  брюлики.

Отредактировано Ольга Чихичина (07-06-2011 06:12:25)

0

55

И вот ещё красотища:

Формирование имиджа страны и продвижение бренда «Украина» за рубежом до сих пор проходило хаотично, без продуманной стратегии. Теперь по заказу МИД разработана Стратегия позиционирования страны за рубежом. Денег на ее реализацию ждут от отечественного бизнеса, сообщают издание "Экономические известия" .

Отредактировано Ольга Чихичина (07-06-2011 06:25:03)

0

56

А так же:
Украина отныне будет позиционировать себя как " открытое государство ".
Отметим, в рамках стратегии созданы логотип бренда Ukraine с этническими мотивами и  слоганом “Ukraine. Moving in the fast lane” (”Украина. Двигаясь по скоростной полосе»), мультипликационные персонажи Спрытко и Гарнюня, которые можно будет использовать в качестве сувениров.

Источник: http://ua.adme.ru/articles/ukraina-dvig … ose-60655/

Отредактировано Ольга Чихичина (07-06-2011 06:26:02)

0

57

Частный случай "брендостроительства"(писал к мартовской  конференции) :

Архитектура контекста в Саратове

Архитектура – одно из отражений жизни общества.
Большая часть времени развития человечества носит последовательный характер – даже научно-технические или идеологические открытия не меняют способа жизни этноса во всех аспектах одновременно; применительно к архитектуре – не меняют стиль, конструктивную основу, функциональное назначение всех типов зданий и сооружений.

Исключений из этого – не так уж и много: войны, близкие к геноциду (Карфаген, нашествие Батыя или Тимура, планы Гитлера в отношении Москвы); Тотальной замене «большого» предметного мира мешал нормальный рационализм, консерватизм местного населения, воздействие на пришлое население местных природно-климатическим условий (а также культуры коренных жителей, если их оставалось достаточно много). Немаловажной причиной была так же низкая скорость производственных процессов, не дававшая возможность тотальной замены условно «старого» на некое «новое» за короткий срок – у людей было время для психологической и эстетической адаптации как себя к предметному миру, так и предметного мира к себе.

Таким образом, изменение архитектурной и градостроительной среды не было стрессовыми; в представлении народонаселения, в любой момент времени ощущалась преемственность окружающего мира.

В немалой степени эта преемственность была обусловлена и привычной, традиционной типологией большинства зданий; привычными, обусловленными материалами и технологией высотой, пролетами этих строений. Стилистика уникальных строений – храмов, дворцов – менялась эволюционно (даже при внешней революционности) – сначала создавались научно-технические предпосылки, созревала потребность в эстетических изменениях и лишь после этого  происходила их материализация. Причем сроки создания таких больших объектов зачастую были столь велики, а изменения в период их существования бывали столь распространенными, что еще до своего завершения они становились «старинными» и «привычными», какими бы необычными они не казались в начале.

При таком способе зрения совершенно парадоксальным образом оказывается, что почти вся история архитектуры – контекстуальна!

Первый общеизвестный случай отступления от контекста – Эйфелева башня. Башня стала демонстрацией принципиально новых возможностей сразу в 2-х сферах – использование нового материала каркаса (пролеты, высота) и индустриальные методы строительства (скорость возведения). История закончилась хорошо – башня стала символом Парижа. Однако с тех пор архитектура стала постоянным риском исторического наследия городов.

Европа смогла справиться с этой проблемой; теоретики и практики выработали целый ряд принципов, позволяющих объекту становиться «контекстуальным.» Принципы эти достаточно общеизвестны, хотя из-за отсутствия «побудительных мотивов» со стороны общества – применяются они не всегда.

Итак, некоторые из принципов:
• единство цвета;
• единство материала;
• единство членений и ритмов;
• традиционная система пропорций;
• использование традиционной деталировки
• использование традиционных форм;
• традиционные ограничения по этажности;
• силуэт.

А.Э.Гутнов предлагал следующие приемы поддержания исторической планировочной структуры и характеристик формирующей ее застройки:
• традиционный контур;
• масштабная расчлененность;
• пластичный силуэт;
• имитация;
• аппликация.

Для органичного внедрения в среду нет необходимости использовать    всё – достаточно 2÷3 пункта из этого списка. Именно поэтому совершенно органиченно смотрится центр Помпиду в Париже.

В понятие «контекста» следует так же включать не только принципы построения объема, но и более сложные понятия – например соподчиненность объектов, их духовные связи.
К сожалению, эта сторона как, правило, игнорируется – в результате становится возможным в визуальном пространстве церкви размещать объекты, ее нивелирующие, как например это было в истории с застройкой площади перед Речным вокзалом; как это уже произошло со строительством гостиницы «Словакия» или жилого комплекса «Фламинго» в том же визуальном пространстве.

Исходя из условия, что в новом объекте учтена необходимая и достаточная часть перечисленных принципов, он (этот объект) будет контекстуальным, вне зависимости от стилистики, в которой работал его автор.

Реальная Саратовская практика, однако, показывает, что контекстуальность понимается единообразно – как использование в объекте исторических реминисценций.
Это обстоятельство вызывает настороженность у ряда архитекторов: во-первых, спекулятивно используя «джентльменский набор» исторических деталей, создаются порой абсолютно антикотекстуальные объекты, профанируется и дискредитируется сама идея исторического контекста; во-вторых – создается впечатление, что мы в очередной раз ушли куда-то в сторону от столбовой дороги архитектурного прогресса.

На мой взгляд, эти опасения чрезмерны : происходящее является закономерным этапом возврата в поле нормального эволюционного развития архитектуры, из которого мы были вырваны в течении 70 лет существования Советского государства (особенно последних 30 лет); причем «вырванность» из этого поля особенно ярко проявлялась именно на территории нынешней Российской Федерации – в национальных республиках все-таки позволялись «реверансы» и в сторону исторической традиции, и в сторону качественной современной архитектуры.

Трагедия таких городов, как Саратов состояла еще и в том, что мы были «закрытым » городом, целиком нацеленном на решение оборонных задач. Качество архитектуры не было среди приоритетных задач при строительстве предприятий радио-электронного, авиа-космического, нефте-химического и других направлений.

Таким образом, было воспитано несколько поколений строителей, а так же потребителей, никогда не видевших качественных образцов современной архитектуры.

По всей видимости, для психически здорового живого существа нормальна тяга к гармонии (как к комплексной характеристике комфорта и безопасности), поэтому, когда появилась возможность создавать объекты, выходящие за рамки типового советского строительства, появился «социальный заказ» и на архитектуру.

Здесь мы сталкиваемся еще с одним феноменом: роль фигуры «специалиста» всячески разрушалась большевиками – это и каноническая «каждая кухарка», и комиссары, и чудаковатые бестолковые персонажи (ученые и инженеры) советского кинематографа и процессы над специалистами-вредителями. Недоверие к профессионалам стало буквально нашей «национальной особенностью». В этом ряду профессия «архитектор» - одна из наиболее пострадавших: к 70-80-м годам в массовом сознании мы стали олицетворением безликости, бездарности, а заодно – главными погубителями исторических городов.

Поэтому, при реализации поступившего «социального заказа» застройщики стали ориентироваться в первую очередь на собственные представления «о прекрасном», а не на мнение профессионалов. Ну и, конечно же, эти представления должны были опираться на аналоги; и конечно же совершенно естественно было их найти в «золотом блеске эпохи» честного  купеческого слова, великих меценатов, роскоши дворцов и дворянских усадеб. К этому периоду привлекали внимание и кинематограф, и признаные туристические бренды, вроде Петергофа. Свою лепту внесло и то, что «интернациональный стиль» (несравненно более качественный на Западе) был как бы дискредитирован и уступил место на время «постмодернизму», который в глазах наших неискушенных потребителей вполне сходил за «историзм».

70-летий отрыв от мировой архитектурной эволюции, усугубленный технологической отсталости нашего строительного производства, породил в наших архитекторах своеобразный «комплекс архитектурной неполноценности», который мешает воспринимать нынешний переходный период с его тягой к историческим ременисценциям спокойно и беспристрастно: «раз наша архитектура отлична от их – значит плоха «по определению». Это контрпродуктивный подход, поскольку:

1. Углубляет пропасть между заказчиками – «дилетантами», которым историзм нравится не взирая на критику – и архитекторами, в глазах того самого «дилетанта» оказывающимися критиканами, а не критиками.

2. Отдает целый пласт архитектуры в руки спекулянтов, так как на профессиональном уровне не выставляется «гамбургский счет» объектам и их авторам; не вырабатывается критерии оценки качества таких объектов.

3. Очень похоже на 2, но не  совпадает – не устанавливаются граничные условия применимости данного стиля, то есть условия, при нарушении которых даже историзм не может быть оправданием строительства объекта.

4.           Он не вполне точно отражает процессы мировой ( западной ) архитектуры - историзм в ней так же имеет место быть и оформлен порой во вполне устойчивые течения ( как например "новое палладианство ").

На мой взгляд, происходящему явлению чрезвычайно мешает отсутствие термина, его определяющего, причем термина, в скрытой форме содержащего позитивное начало. Века западной схоластики и софистики приучили европейских мыслителей относиться к словам и формулировкам предметов и явлений как к важнейшим их характеристикам ; к этому же подводят современные взгляды на понятие «брендов».

Предлагаю к обсуждению следующие названия: «Саратовский регионализм», «Новый историзм», «Ново-купеческий стиль» и т.п.
Кроме уже названных позитивных моментов, такие объекты вполне уместны для создания позитивного имиджа города (пусть и на основе консерватизма); важно  также и то, что здания  в этом стиле требуют от строителей гораздо большего внимания к качеству работ, исполнительской дисциплины, уважительного отношения к авторскому праву архитектора. Волей-неволей они подтягивают наших строителей к нормальному качеству работ.

Неудачи многих попыток выполнения качественной современной архитектуру обусловлены именно перечисленным в предыдущем абзаце.
Ну а после того, как появится несколько зданий в современной стилистике, получивших «одобрение» застройщиков и строителей, процесс сдвинется с мертвой точки и начнет динамично развиваться.

И тогда . наконец,  процесс архитектурной эволюции у нас вернется к нормальному общемировому руслу.

+1

58

Хорошо написано, уважаемый Инженер.
Есть пункты для меня лично спорные, но их на мое удивление очень мало.
Очень хочется с  ответным словом выступить, что и постараюсь сделать на этой неделе.
Призываю всех высказаться по вопросам поднятым СВ в этой статье.
Спасибо, читать Вас всегда интересно.

0

59

инженер написал(а):

Частный случай "брендостроительства"

Очень интересная статья на злободневную тему. Отдельно хочется сделать комплимент языку автора, не пресыщенному чрезмерно специальными терминами, уводящими мысль читателя в сторону от смысла читаемого. Как известно, кто ясно мыслит, то ясно излагает.

инженер написал(а):

с тех пор архитектура стала постоянным риском исторического наследия городов

Деятельность архитектора в условиях существования в городе исторического центра, действительно, напоминает деятельность врача, когда основным принципом должно быть: "Не навреди". При таком подходе любое хирургическое вмешательство - не норма, а крайний случай.

Что касается стилистики новой застройки в историческом центре - думаю, что споры о том, какой она будет - "интернациональной" или "псевдоисторической" - не имеют большого смысла. Главным критерием оценки всегда будет не стилистика, а талантливость замысла и качество исполнения.

0

60

инженер написал(а):

оставить перчатку на память или биться

P.S.   Если это ответ - то очень достойный! :flag:

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Тектоника-плюс » Общий » Реклама , бренды, имидж.