Архитектурный объект – проектируем комплексно
При проектировании полноценного архитектурного объекта самым сложным является необходимость одновременного учета факторов внешнего (контекста) и внутреннего (функции). Реализовать принцип единовременности решения пространств и ограничивающей их формы на уровне 1-го курса обучения – задача крайне сложная. Это скорее удел профессионалов, с большим проектным опытом. Однако принцип «единовременности», на наш взгляд, имеет столь большое значение, что осваивать или «ставить» его необходимо с самого начала обучения.
По этой причине предлагается разделить процесс проектирования на два параллельных направления – «изнутри» и «снаружи», реализуя метод, называемый нами как «метод гибких связей». Одновременно, параллельно создаются две модели:
1. Форма-образ – оболочка без функции (важно, что бы этот первичный образ, создаваемый в ландшафте, имел параметры, близкие к объему объекта).
2. Форма-функция – функциональный объем без оболочки (состоящий из прозрачных каркасов, параметрически соответствующих помещениям), но также создаваемый в ландшафте.
Следующий этап «объединение» – наиболее ответственный. Реализация этого этапа зависит от конкретных условий и особенностей самого студента. Неверно будет механически «натягивать» образ на функциональный объем. Оптимально, когда и первое, и второе остаются обучающими упражнениями и не довлеют друг над другом – в этом есть суть метода «гибких связей». Так, при физически удалении функциональных каркасов пространственное решение остается в визуальной памяти как способ связи между элементами, как невидимая структура пространства, могущая обличаться в ту или иную оболочку. С помощью разработки функциональных каркасов появляется чувство пространства, его меры. В этом – цель, а не в законченном объеме функционализма. То же и с созданным на первом этапе образом-формой. Он намечает общий «дух» объекта, синтезируя ощущения ландшафта и особенностей того, кто обитает в этом пространстве.