Тектоника-плюс

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тектоника-плюс » Общий » Рожденные в СССР


Рожденные в СССР

Сообщений 1 страница 20 из 40

1

Когда-то, еще в начале 90-х, после прослушивания в институте курса лекций на тему "Современная архитектура", у меня сложилось стойкое ощущение, что современной архитектуры в СССР не было, и нет. Что она - как счастье - или в далёком прошлом, или в будущем. Потом не стало СССР. И юношеский максимализм тоже естественным образом угас.
Приведенный ниже материал показался интересным, и заставил многое увидеть в несколько ином ракурсе.
Источник: http://graftio.wordpress.com

Отредактировано Ольга Чихичина (10-05-2011 07:24:23)

0

2

Французский фотограф Фредерик Шобен выпустил сборник своих работ «СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed». В него вошли самые необычные здания, построенные в союзных республиках с 1970 по 1990 годы.

Как-то в 2003 году Фредерик Шобен (Frédéric Chaubin) бродил по тбилисскому рынку, и на глаза ему попалась старая книга. Прочесть текст фотограф-француз, естественно, не мог, но иллюстрации буквально его заворожили.

В этой работе о 70-летней истории послереволюционной архитектуры приводилась удивительная подборка снимков зданий, демонстрирующая необычайное разнообразие стилей: помимо советского супрематизма («управляемый взрыв» геометрических форм) и конструктивизма («безумные» проекции, провокативные углы) в ней были примеры явного западного влияния, ассоциаций с творениями всех великих мастеров – от Алвара Алто и Антонио Гауди до Оскара Нимейера. Кроме того, лейтмотивом всего этого разнообразия стал интереснейший элемент советского стремления к первенству, архитектурные намеки на спутники, космические ракеты и летающие тарелки.

Шобен с первого взгляда влюбился в эту архитектуру. Так началась его семилетняя «одиссея с фотоаппаратом» – поиски самых необычных творений советских архитекторов (многие из них сегодня оказались под угрозой гибели). Все они, по словам Шобена, производят потрясающее впечатление: «Я словно нашел древний затерянный город, собственный Мачу-Пикчу».

Отредактировано Ольга Чихичина (10-05-2011 07:25:04)

0

3

Взять хотя бы невероятное здание Министерства автомобильных дорог Грузии, построенное в середине семидесятых – смелый проект в виде причудливого «штабеля» прямоугольных блоков с симметричными рядами окон. Спроектированное на основе так называемой концепции «города-пространства», и к тому же с удивительным для того времени (и для транспортного ведомства) вниманием к экологии, это сооружение словно висит в воздухе, а между его опорами свободно растут деревья и кусты. А вот Архитектурный факультет Политехнического института в Минске: на сделанном Шобеном снимке (он, наряду с другими фотографиями, вошел в книгу «Фото коммунистических «космических» сооружений» (Cosmic Communist Constructions Photographed), ставшую результатом его одиссеи) он напоминает гигантский пассажирский паром, величественно плывущий по скованной льдом белорусской реке.

0

4

Еще одна архитектурная жемчужина – санаторий «Дружба» в Ялте: он напоминает пирамиду зубчатых шестеренок (каждая из них – это жилой этаж), словно вырастающую из рощи на морском берегу. «Турецкая разведка и Пентагон принимали ее за ракетную базу», – рассказывает Шобен. Фотограф первым готов признать, что его книга – это работа наблюдательного и неравнодушного дилетанта, а не специалиста по архитектуре. Впрочем, ни один эксперт, наверно, не предпринял бы столько усилий, чтобы сделать нужные снимки. В частности, в книге Шобена есть потрясающая фотография загородной резиденции президента Армении – футуристической башни из стекла и бетона. Построенное на мысу, это здание похоже на часового, охраняющего озеро Севан и окрестные горы. Чтобы получить изображение, передающего эту атмосферу внушительной уединенности, Шобен нанял катер и подплыл к резиденции довольно близко, рискуя привлечь внимание хорошо вооруженной президентской охраны.

0

5

Отчасти из-за языкового барьера, а отчасти потому, что имена создателей этих чудес не получали широкой огласки, оригинальная советская архитектура осталась практически не замеченной на Западе. И сейчас она поражает, чуть ли не шокирует. Информация об этих выдающихся проектах появлялась, но как правило либо в журнале «Архитектура СССР», либо в специализированных изданиях вроде вышедшей в 1987 году юбилейной (приуроченной к 70-летию Октябрьской революции) книги об архитектуре всех 15 советских республик, которая приковала внимание Шобена на тбилисском рынке. Кроме того, поездки иностранцев по Советскому Союзу, особенно за пределами обычных туристских маршрутов, мягко говоря не приветствовались, и многие из этих шедевров оставались практически неизвестными за пределами регионов, где они были построены.

0

6

Впрочем, особенно Шобена поразил тот факт, что самые потрясающие здания из тех, что он обнаружил, были возведены на заключительном этапе коммунистической эпохи. «Почти все они построены в последние 15 лет существования СССР. Поначалу мне показалось странным, что они выполнены в столь разнообразных формах – особенно если вспомнить, что строительство в СССР в основном велось по типовым проектам, внедренным Хрущевым в середине пятидесятых, из дешевого бетона, в минималистском стиле, не позволявшем разыграться воображению архитектора».

По его словам, объяснение заключается в том, что в семидесятые-восьмидесятые у талантливых архитекторов на местах появилось больше возможностей проявить себя – их уже не так связывали по рукам и ногам ограничения, установленные Москвой. Таким образом, этот архитектурный взлет можно назвать «лебединой песней» сверхдержавы, созданной людьми, освобожденными от оков централизации, наблюдавшими за современными тенденциями на Западе и заимствовавшими их. «Эти здания предвосхищали распад СССР, – полагает Шобен, – задолго до того, как система рухнула в 1991 году».

Сегодня российские университеты приступили к изучению архитектурного наследия той эпохи: многие из ее шедевров сейчас заброшены или нуждаются в ремонте. В целом для них характерна одна проблема: речь идет об общественных зданиях, строившихся с размахом, чтобы производить впечатление и вдохновлять местное население, которые теперь, когда государство перестало быть всемогущим и всеблагим, оказались попросту не востребованными. Впрочем, среди всех этих НИИ, спортивных центров, санаториев, бассейнов и пионерлагерей есть сооружения с совершенно экзотическими функциями, например, «дворцы бракосочетаний».

0

7

Эти удивительные комплексы, возводившиеся в центрах городов, напоминали кафедральные соборы – как своими размерами, так и своим назначением. Шобен даже придумал целую игру со своим снимком Дворца бракосочетаний в Вильнюсе, столице Литвы. Он показывал фотографию разным людям, и предлагал отгадать, что это такое – монастырь, электростанция или, может быть, гигантская лаборатория? «Никто не смог додуматься, что это просто бюро регистрации браков, спроектированное в величественном масштабе, чтобы побудить людей отказаться от венчания в церкви».

Впрочем, у Шобена есть и серьезная цель: он хочет понять, как появились эти здания, и найти авторов проектов – но узнать имена архитекторов оказалось очень трудно, а то и невозможно. В конце концов, они были государственными служащими, и работали в гигантских архитектурных мастерских. Если бы эти люди создали такие же здания на Западе, они, вероятно, стали бы богатыми и знаменитыми, жили бы в пентхаусах. В СССР же им доставались лишь небольшие квартирки в стандартных панельных многоэтажках.

Отредактировано Ольга Чихичина (10-05-2011 07:18:50)

0

8

Самым молодым из архитекторов, работавших над этими проектами в конце советской эпохи, сегодня уже за 60; некоторые из них добились немалых успехов. Так, Олег Романов, ставший в 1985 году одним из авторов проекта лагеря для трудных подростков в поселке Богатыри (Россия) – он был выполнен в «зигзагообразном» стиле, получившим на Западе название «деконструктивизма» – теперь вице-президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга. Он ведет активную кампанию против строительства гигантской и безвкусной «башни Газпрома», спроектированной британской архитектурной фирмой RMJM, которая грозит испортить силуэт одного из самых красивых городов планеты.
Одним из соавторов Романова при проектировании лагеря – он был построен самими подростками, а Шобен сфотографировал его пасмурным зимним днем с полутораминутной выдержкой – был Марк Хидекель. В 1994 году он эмигрировал в США и начал работать в Нью-Йорке совместно с Филипом Джонсоном (Philip Johnson) – воплощением декадентской «буржуазной» архитектуры. А Георгий Чахава, как выясняется, был не только ведущим архитектором великолепного проекта Министерства автодорог Грузии, но и республиканским министром дорожного строительства. Поэтому он мог дать волю своему воображению, вдохновляясь идеями одного из лидеров супрематистов – Эля Лисицкого. Результатом стал почти целый город – комплекс дорог и перекрещивающихся в небе зданий-блоков: министерство словно парит над лесом, создавая гармонию природы и авангардной архитектуры.еужели эти шедевры сохранятся только на страницах книги Шобена? Из-за хищничества застройщиков многие из них могут погибнуть: ведь эти здания стоят на дорогой земле, где можно соорудить массу банальных отелей, казино, развлекательных центров и вилл для богачей. Впрочем, есть и хорошие новости: здание министерства, построенное Чахавой, в 2007-м – в год смерти архитектора – было объявлено национальным памятником архитектуры. Позднее появились планы разместить в нем Банк Грузии. Впрочем, не всем тбилисцам это сооружение нравится: многие считают его зримым символом мрачного прошлого. Такое же отношение существует и к многим другим зданиям, сфотографированным Шобеном – хотя сам он считает их свидетельствами заката СССР, а не его пережитков. «У меня нет ностальгии по Советскому Союзу, – поясняет он, – но эти странные и прекрасные здания – оболочка культуры, которая меня заворожила».

0

9

Ещё оттуда же

0

10

И ещё

+1

11

На первый взгляд, советские строительные технологии не имеют категорически ничего общего с суперсовременными небоскребами. На деле все обстоит сложнее: разработанный в СССР принцип лежит в основе восьмисотметровой башни в Дубаи, а полностью развить идею сможет проект небоскреба высотой 4000 метров в Японии.
Сегодня наверное всем известно о здании высотой 800 метров, построенном в столице ОАЕ, городе Дубаи. Благо СМИ постарались известить об этом всех, кого только возможно.

А в курсе ли вы, что еще более 40 лет назад был закончен проект строительства здания, высотой в.. 4000 (четыре тысячи) метров? Причем специально предназначенного вовсе не для спокойного района Персидского залива, а для страны, находящейся в зоне высокой сейсмической активности, и кроме того подверженной действию тайфунов и цунами – Японии?

И главное – знаете ли вы, кто был автором этого проекта, созданного по специальному заказу японцев?

Так вот, проект этого сверхнебоскреба, в котором должно было жить 500 тысяч человек, был создан в СССР. Его руководителем был главный конструктор Останкинской телебашни Николай Васильевич Никитин.
История этого проекта началась 9 августа 1966 года, когда Н.Никитин получил из Японии предложение о строительстве в Токио башни невиданной высоты в 4 километра. Размах подобного пришелся по душе Никитину, который вместе со своим помощником В. Травушом (он был главным инженером проекта Останкинской телебашни) приступил к проектированию здания. И уже к сентябрю 1967 года предварительный проект был готов.

По данному проекту здание должно было состоять из 4 ярусов, каждый высотой в 1000 метров. Общая конструкция представляла собой четырёхъярусную стальную сетчатую коническую несущую оболочку. Диаметр основания сверхнебоскреба достигал 800 метров. Нижнее основание башни представляло собой цилиндр высотой 100 метров, входящий в состав первого яруса. Здание было рассчитано на проживание в нем 500 тысяч человек. Проект предусматривал все необходимые инженерно-технические коммуникации, включая вентиляцию, электричество, водопровод, канализацию и прочее. С учетом сейсмической и погодной обстановки в районе Японских островов, здание было рассчитано с учетом предельно возможной силы ветра и землетрясений.
Так могла бы выглядеть башня Никитина-Травуша 4000 в Токио.

0

12

Проект вызвал огромный интерес в Японии. Свое согласие участвовать в нем дал самый знаменитый японский архитектор ХХ века Кэндзо Танге. Однако, вскоре японцы изменили проектное задание и попросили снизить высоту башни в два раза – до 2 километров. А после того, как требования к проекту были еще раз пересмотрены, со снижением высоты до 550 метров, Н.Никитин потерял интерес к данной затее.

Казалось бы, проект башни Никитина-Травуша 4000 так и останется историей. Однако, совсем недавно японская строительная копания «Тасаи Корпорейшн» предложила свой проект под названием X-Seed 4000. В нем речь идет о строительстве гигантского 800-этажного здания, высотой.. 4000 метров. Причем, основу конструкции должна составлять.. та же стальная сетчатая несущая оболочка, что и в проекте 40-летней давности.
Высота башни по сравнению с другими существующими сегодня высотными объектами.

0

13

Вот так вот и получается, что в данном случае советская инженерная мысль обогнала японскую на десятилетия. Так же, как и в авиастроении и ракетостроении.

Об этом полезно помнить и почаще тыкать в морду лица всем, кто пытается в очередной раз рассказывать сказки о «технически отсталом Совке» и про "этих отсталых русских, которые ничего своего так создать не смогли".

Источник:http://www.livejournal.ru/tech/themes/id/648

Отредактировано Ольга Чихичина (27-05-2011 20:04:45)

0

14

Проект башни-небоскрёба Никитина-Травуша имеет аналогичные элементы с конструкцией недавно предложенного в Японии проекта небоскрёба X-Seed 4000."

Источник:http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=699882

Отредактировано Ольга Чихичина (27-05-2011 20:06:20)

0

15

Путешествие в конец 60-х – начало 70-х годов – интерьер квартиры советской эпохи

Мебель 70-х годов и 60-х годов еще можно найти в квартирах бабушек и дедушек, но большинство из нас не помнят, как выглядел настоящий среднестатистический интерьер квартиры конца 60-х – начала 70-х годов, еще до периода румынских стенок и нашей корпусной мебели. А, тем не менее, посмотреть на интерьеры квартир в стиле 70-х годов очень интересно. И дело тут не в нашем интересе к археологии, потому как ту мебель ну не как не подтянешь под название «антиквариат» и ценность она имеет чисто историческую, чем практическую. На выставке АРХ Москва устроители сделали небольшой экскурс в историю советских интерьеров. Уж не знаю у каких бабулек они мебель отобрали, но судя по ее облезлости, хозяева расставались с этим шедеврами советской мебельной индустрии с радостью.
http://stylemyhouse.ru/wp-content/uploads/2011/06/70godi_10-150x150.jpg
Давайте немного поностальгируем по прошлому, по временам, когда коммунизм был не за горами, а кукуруза колосилась от Кавказа до заполярья. Вернемся на 40 лет в прошлое и посмотрим нашим, просвещенным и искушенным взглядом, на типичную квартиру советской эпохи семьи со средним достатком. Не будем заглядывать в ванную и на кухню, поверьте, ни чего хорошего мы там не увидим. Заглянем в гостиную 60-х – 70-х годов. Сразу хочется отметить, что мебель в те времена в большинстве городов была дефицитом и для того, чтобы достать, представленные ниже мебельные шедевры, нужно было побегать по магазинам, найти нужных людей, договориться. Крутиться нужно было. Итак, начнем с серванта. Ооо это просто сказка, вот во скольких квартирах своих друзей я был, так везде дизайн сервантов был одинаковый. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно. Помню, у друга мать строго наказывала, чтобы мы даже не вздумали пытаться открыть стекло, ибо оно в лучшем случае, будет залапано нашими грязными лапами или потом не закроется, а в худшем вывалится. Служило данное чудо для хранения посуды, и всякого барахла. Иногда оно было снабжено чем-то типа бара, в котором хранились всякие мелочи, так как само понятие «бар» было для советского человека чуждым. Помните мультфильм про Шарика и Барбоса, ну в том, где пели про то, что «Человек собаке друг». Там барбос на объяснения Шарика про назначение холодильника, что мол в нем можно сосиски хранить и что они там долго лежат, резонно заявлял, что у него бы они, сосиски значит, не лежали бы. Так и у нас многие не понимали, зачем хранить спиртное, если его можно выпить, а постоять оно и в магазине может. От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Вообще журнальный столик – это у нас была отдельная тема. Почему-то наши конструкторы мебели не любили простых форм. Вот и появлялись в наших квартирах какие-то непонятные предметы с довольно странной архитектурой. Кресла, ну что можно про них сказать. Только то, что они мне нравилась – удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов – и взгляд радовали и комфорт создавали. Но вообще действительно удобные. Учитывая, что в наших квартирах, тех благословенных годов, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих стояли трюмо. В собранном виде данные произведения имели вид довольно непрезентабельный, а в развернутом вполне себе. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая, уважающая себя, советская женщина. Вот комоды или бельевые тумбы были-таки – предметом роскоши. Обычно они стояли в спальнях и свидетельствовали о том, что в квартире есть настоящая спальня и настоящая гостиная.  Иногда они использовались как тумба под телевизор. Ладно, давайте краем глаза глянем на кухню конца 60-х – начала 70-х годов. Ооо – табурет. Иногда стул, но чаще всего именно табурет и хорошо, если он классической формы, и не конструировался советским эстетом. Тогда получаем такие вот предметы, как представлены ниже. И как на нем сидеть, особенно если в тебе килограммов 100, не понятно.

http://stylemyhouse.ru/wp-content/gallery/60-70-gody/70godi_01.jpg

http://stylemyhouse.ru/wp-content/gallery/60-70-gody/70godi_11.jpg

http://stylemyhouse.ru/wp-content/gallery/60-70-gody/70godi_04.jpg

http://stylemyhouse.ru/wp-content/gallery/60-70-gody/70godi_05.jpg

http://stylemyhouse.ru/wp-content/gallery/60-70-gody/70godi_06.jpg

http://stylemyhouse.ru/wp-content/gallery/60-70-gody/70godi_08.jpg

http://stylemyhouse.ru/wp-content/gallery/60-70-gody/70godi_09.jpg

Вообще большое спасибо устроителям АРХ Москва, а то уже советская эпоха забываться стала. И еще хочется отметить, что, не смотря на то, что было сказано, мебель той поры отличалась крепостью и надежностью. Стенки 80-х годов разваливались, после 2-х лет эксплуатации, а шкафы, серванты 60-х, стоят и посей день и хоть бы что им.

Источник:http://stylemyhouse.ru/?p=3137

Отредактировано Ольга Чихичина (19-06-2011 07:01:50)

0

16

Кроме шуток - у моих свёкров в квартире до сих пор стоит чешский мебельный гарнитур начала 60-х. И ничего ему не делается - только лак чуть-чуть потрескался и помутнел. Выбросить "эту рухлядь", по совету моего мужа и его старшего брата, они категорически отказываются. Видимо, ностальгия по лучшим годам жизни препятствует. После прочтения статьи и в мою голову закралась крамольная мысль - может, действительно не стоит? Ещё лет 10-15, и превратится  "эту рухлядь", то есть мебель, в антиквариат. И обретёт статус семейной реликвии.

0

17

Ольга Чихичина написал(а):

И обретёт статус семейной реликвии.

Конечно не стоит.
Выставку эту сделал Артем Дежурко.
Архитектурный критик.Вел очень интересный блог по этой теме в журнале Интерни.
Причем не только об интерьерах но и об архитектуре.
На archi.ru есть пару его статей.
http://www.archi.ru/events/news/journal … 1&sl=2

0

18

Ольга Чихичина написал(а):

И обретёт статус семейной реликвии.

В 80-е года под давлением моих родителей моей бабушкой были выкинуты шикарный буфет, стол, диван(все это было сделано руками моего прадедушки), заменено было на холодильник,полированный стол и советский диван.Которые лет через десять пришли в совершенную негодность.
Я вот очень был расстроен.
Хорошо что остальные вещи выкинуты не были(комод с зеркалом,шкаф книжный,шкаф одежный,ну и оп мелочи вешалки всякие интересные,табуретки) и сейчас они стоят у меня.Пережили переезд в Саратов из Балаково и ничего все стоит и работает.

0

19

Евгений Спирин написал(а):

В 80-е года под давлением моих родителей моей бабушкой были выкинуты шикарный буфет, стол, диван

Поразительно, как подобные истории повторяются в разных семьях и разных районах нашей обширной Родины. Мой дедушка тоже делал мебель. Сам. А ещё - подбирал, пардон, на помойках, и приводил в порядок. В доме у них были: настоящий венский стул, книжный шкаф, низ которого был сделан из дореволюционного буфета, кресло  - тоже дореволюционное и отреставрированное дедом. И так же, в 80-е годы, бабушка настояла на том, чтобы от этого избавиться. Матушке моей удалось отстоять и увезти к себе в Йошку настоящие, но не работающие часы Буре и резную этажерку. Остальное в нашей малогабаритной квартирке просто не уместилось бы. К тому же бабушка с дедом проживали в г. Куртамыше Курганской области - везти было далековато.
А ещё дед выпиливал лобзиком - у нас до сих пор сохранилась пара шкатулок и полка, тоже у мамы в Йошке.
Под конец жизни, пока ещё не начал слепнуть, дед совершил рывок: выпилил лобзиком макет Эйфелевой башни, высотой примерно 1 метр. Дома ему места не нашлось, и дед отнёс макет в Куртамышский краеведческий музей. Если когда-нибудь ещё туда попаду - обязательно сфотографирую и выложу.

0

20

Ностальгия

http://fishki.lv/flash/childhood.swf

Отредактировано Ольга Чихичина (22-06-2011 08:44:28)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Тектоника-плюс » Общий » Рожденные в СССР